Читать

Герои

Читать

Актёры

Читать

Кино-инфо

Последние новости

2012.11.06 - В Джалал-Абадской области открыто шестнадцать классов информатики подробнее
2012.11.06 - eBay заключила партнерство с китайским ритейлером люксовых товаров Xiu.com подробнее
2012.11.06 - В Шымкенте принимают поздравления долгожитель и самый юный горожанин подробнее
2012.11.05 - General Motors начал производство седанов Opel Astra в Петербурге подробнее
2012.11.04 - Картина с фото или как удивить именинника подробнее
2012.10.31 - Итоги IV ежегодной биржи площадей «Коммерческая аренда — 2012» подробнее
2012.10.31 - Джордж Лукас продал своих джедаев подробнее
2012.10.31 - Время доставки iPad mini по предзаказам выросло до нескольких недель подробнее
2012.10.29 - Apple запустит свое радио в 2013 году подробнее
2012.10.29 - Опущенный Иван Охлобыстин уйдет в монастырь после «Интернов» подробнее
2012.10.26 - Род Стюарт планирует выпустить альбом в 2013 году подробнее
2012.10.24 - Фестиваль экологического кино пройдет в Сочи подробнее
2012.10.16 - Подбираем бытовую технику для разных интерьеров подробнее
2012.10.14 - Выбираем мебель в детскую… подробнее
2012.10.13 - Чиновники утверждают, что Закарпатье готово к отопительному сезону подробнее

Статьи по темам

Белорусский вокзал

Автор сценария - В. Трунин

Режиссер - А. Смирнов

Оператор - П. Лебешев

Мосфильм. 1970 г.

Фильм, снятый в 1970 году, стал для нескольких поколений зрителей символом высочайшего уважения к тем, кто защитил нашу Родину и одержал победу над врагом в Великой Отечественной войне. А ведь в этой картине не раздается ни одного выстрела, и герои ее не носят военную форму: действие происходит в 60-х годах. И создатели "Белорусского вокзала" - сценарист Вадим Трунин, режиссер Андрей Смирнов и оператор Павел Лебешев - сохранили о войне только детские воспоминания.

Первый кадр картины - пустой автобус на фоне кладбищенской стены из красного кирпича. Солнечный день в начале осени, желтеющие кроны деревьев, благостная красота природы и при этом щемящее ощущение отсутствия человеческой жизни, одиночества. Не только потому, что рядом кладбище. Чего-то не хватает. Потом вдруг понимаешь - не хватает звуков. Нет ни шума, ни голосов, ни музыки, которая в фильме зазвучит только дважды.

Около свежей могилы люди, молчаливые, погруженные в себя, как всегда на похоронах. Среди них трое - фронтовые друзья умершего: Харламов (Алексей Глазырин), Дубинский (Анатолий Папанов), Кирюшин (Всеволод Сафонов). Четвертый, Приходько (Евгений Леонов), почти бежит по дорожке им навстречу, внося неуместную суету, - он опоздал на похороны. Небольшого росточка, толстенький, он вытирает вспотевшее лицо старомодной кепкой. В видавшей виды, потертой куртке и мешковатых брюках, Приходько отличается от остальных - серьезных, солидных, прилично одетых. Но и между этими как будто мало общего. Не похожи они на близких друзей, да и по их разговору становится ясно, что не виделись они много лет.

На похороны, а потом на поминки они пришли, кажется, чтобы отдать дань общепринятой традиции. Тягостное ожидание последних приготовлений к застолью, бесцельное хождение по комнате. Приходько сидит на кухне - женщина, распоряжающаяся по хозяйству, увела его, чтобы накормить отдельно от гостей "товарища водителя", за которого она приняла Приходько.

Наконец выходит вдова, благодарит Харламова за помощь, здоровается с Кирюшиным. Предлагает им взять на память что-нибудь из вещей покойного. Вежливый разговор знакомых, но не близких людей. Далее все идет как полагается - сейчас выпьют по рюмочке за упокой, посидят некоторое время для приличия и разойдутся по своим делам. Но происходит непредвиденное, раздается звонок в дверь. К полковнику Матвееву пришли молодые солдаты, принесли посылку от однополчан - копченый омуль. Они никак не могут сообразить, что происходит, а поняв, что попали на поминки по Матвееву, быстро уходят.

И тут срывается вдова, дает волю слезам, а сын ее и умершего Вали Матвеева отменяет поминки: ему кажется кощунственным, что люди могут есть и пить в такой ситуации. Гости вынуждены разойтись. Четверо бывших фронтовых друзей оказываются на улице и уже готовы растрогаться, Харламов даже делает шаг к ждущей его машине, как вдруг Приходько тихо говорит: "Нехорошо, не по-человечески это. Помянуть бы Вальку надо".

С этого момента и начинается трудный путь героев к осмыслению собственной жизни и обретению утраченной дружбы.

В "Белорусском вокзале" нет особых формотворческих изысков, фильм снят просто и строго - спокойный монтаж, достоверные и ничем не запоминающиеся интерьеры конца шестидесятых, когда быт почти перестал отражать индивидуальные особенности людей. Скромна и цветовая гамма картины. Все выдержано в одном - уравновешенном повествовательном стиле.

"Держат" эту картину актеры, создавая редкостный и навсегда запоминающийся ансамбль. В том, что они, такие разные, сумели сообща воплотить единый авторский замысел, проявилось мастерство режиссера Андрея Смирнова.

...Помянуть Вальку надо. Но Харламов не может не заехать на завод. Он директор. Насупленные брови, решительный, не терпящий возражений тон, которым Харламов разговаривает с подчиненными. Впрочем, и с фронтовыми друзьями он беседует так же - привык командовать. Даже когда звонит домой, жене, не называет ее по имени и произносит слова резко, отрывисто, будто по селектору на заводе.

Алексей Глазырин играет человека, которому некогда, да и незачем вспоминать прошлое, войну и каким он был сам в ту пору. Только по удивленному взгляду Кирюшина, наблюдающего за объяснением Харламова с подчиненным, зритель может догадаться, как сильно отличается нынешний Харламов от прежнего.

Источник: russkoekino.ru/