Читать

Герои

Читать

Актёры

Читать

Кино-инфо

Последние новости

2012.11.06 - В Джалал-Абадской области открыто шестнадцать классов информатики подробнее
2012.11.06 - eBay заключила партнерство с китайским ритейлером люксовых товаров Xiu.com подробнее
2012.11.06 - В Шымкенте принимают поздравления долгожитель и самый юный горожанин подробнее
2012.11.05 - General Motors начал производство седанов Opel Astra в Петербурге подробнее
2012.11.04 - Картина с фото или как удивить именинника подробнее
2012.10.31 - Итоги IV ежегодной биржи площадей «Коммерческая аренда — 2012» подробнее
2012.10.31 - Джордж Лукас продал своих джедаев подробнее
2012.10.31 - Время доставки iPad mini по предзаказам выросло до нескольких недель подробнее
2012.10.29 - Apple запустит свое радио в 2013 году подробнее
2012.10.29 - Опущенный Иван Охлобыстин уйдет в монастырь после «Интернов» подробнее
2012.10.26 - Род Стюарт планирует выпустить альбом в 2013 году подробнее
2012.10.24 - Фестиваль экологического кино пройдет в Сочи подробнее
2012.10.16 - Подбираем бытовую технику для разных интерьеров подробнее
2012.10.14 - Выбираем мебель в детскую… подробнее
2012.10.13 - Чиновники утверждают, что Закарпатье готово к отопительному сезону подробнее

Статьи по темам

Бесприданница

Авторы сценария - Я. Протазанов, В. Швейцер

Режиссер - Я. Протазанов

Оператор - М. Магидсон

Рот-Фронт. 1936 г.

..Усатый франт снимает с плеч богатую шубу и бросает ее в грязь, под ноги красавице. "Бесприданница", молодой Анатолий Кторов в роли Сергея Сергеевича Паратова и юная Нина Алисова - Лариса Огудалова.

"Бесприданница" - пьеса, которую сам Александр Николаевич Островский считал своим любимым детищем, а современники выдающимся произведением, - имела счастливую и быстро свершившуюся сценическую судьбу. Едва успели высохнуть чернила - пьеса уже ставится в Московском Малом и в Александрийском театрах. Цвет русской сцены, выдающиеся русские актеры почитали за честь играть в "Бесприданнице".

К "Бесприданнице" многократно обращались кинематографисты. Упомянем первую экранизацию пьесы, поставленную режиссером Ганзеном на фирме "Патэ" в 1912 году, и последнюю - "Жестокий романс" 1984 года (реж. Эльдар Рязанов). Но лучшей киноверсией знаменитой пьесы остается фильм режиссера Якова Протазанова, сделанный в 1936 году.

Работа над сценарием протазановской "Бесприданницы" шла непросто. Требовалось уместить действие пьесы, идущей на сцене четыре часа, в два часа экранного времени. Вместе с тем растягивалось сюжетное время: действие пьесы разворачивалось в течение суток, а Протазанов со сценаристом Владимиром Швейцером хотели показать в фильме предысторию отношений Ларисы и Паратова. И главное - театральность должна была уступить место кинематографичности. Последняя ни в коем случае не могла явиться нахальной гувернанткой в дом Островского, разрушающей заведенный хозяином уклад. Впрочем, Протазанов этого не допустил: почтительным, благоговейным было его отношение к русской литературе.

Сценарная заявка называлась "Красивая вещь". Протазанов, увидев заглавие, улыбнулся, иронично отозвался о моде на новое прочтение классиков и... вернул фильму первородное название.

Биографам того или иного художника чаще всего приходится разводить понятия: личность и творчество, - к счастью или к несчастью, они почти никогда не совпадают. Протазанов - исключение. Масштаб, нравственный и интеллектуальный мир личности сопоставимы с фильмами, а они достойны своего создателя. Из мемуаров друзей и коллег режиссера складывается образ красивого, благородного человека.

Может быть, и не стоило всецело доверяться воспоминаниям; они могут быть субъективными, пристрастными. Но, к счастью, сохранились письма и статьи режиссера, не обманувшие ожиданий. Простота и скромность, ясность мироощущения, определенность в культурных пристрастиях (в этом величайшее достоинство художника, в полной мере явленное в его фильмах): отсутствие искусительной изощренности, циничных игр лукавого ума.

В "Бесприданнице" Протазанов вместе с начинающим в ту пору оператором Марком Магидсоном с обезоруживающим прямодушием экранизирует картины любимых художников. В начале фильма стая саврасовских "Грачей" взлетает над тихим, уютным городком Кинешмой, в котором снимался фильм. Сцена венчания старшей сестры Ларисы повторяет "Неравный брак" Пукирева. В середине ленты - по берегу Волги "идут бечевой" ожившие репинские бурлаки.

В 1936 году проблемы, связанные с буржуазностью, соблазном обогащения, властью денег, не были актуальны. Социальная заостренность пьес Островского для многих режиссеров была поводом в тысячный раз пнуть проклятое прошлое. Нельзя сказать, что социальная критика отсутствует и в фильме Протазанова - из песни слова не выкинешь. Но он удержался от вульгарного социологизма.

Источник: russkoekino.ru