Читать

Герои

Читать

Актёры

Читать

Кино-инфо

Последние новости

2012.11.06 - В Джалал-Абадской области открыто шестнадцать классов информатики подробнее
2012.11.06 - eBay заключила партнерство с китайским ритейлером люксовых товаров Xiu.com подробнее
2012.11.06 - В Шымкенте принимают поздравления долгожитель и самый юный горожанин подробнее
2012.11.05 - General Motors начал производство седанов Opel Astra в Петербурге подробнее
2012.11.04 - Картина с фото или как удивить именинника подробнее
2012.10.31 - Итоги IV ежегодной биржи площадей «Коммерческая аренда — 2012» подробнее
2012.10.31 - Джордж Лукас продал своих джедаев подробнее
2012.10.31 - Время доставки iPad mini по предзаказам выросло до нескольких недель подробнее
2012.10.29 - Apple запустит свое радио в 2013 году подробнее
2012.10.29 - Опущенный Иван Охлобыстин уйдет в монастырь после «Интернов» подробнее
2012.10.26 - Род Стюарт планирует выпустить альбом в 2013 году подробнее
2012.10.24 - Фестиваль экологического кино пройдет в Сочи подробнее
2012.10.16 - Подбираем бытовую технику для разных интерьеров подробнее
2012.10.14 - Выбираем мебель в детскую… подробнее
2012.10.13 - Чиновники утверждают, что Закарпатье готово к отопительному сезону подробнее

Статьи по темам

Маленькая Вера

Автор сценария - М. Хмелик

Режиссер - В. Пичул

Оператор - Е. Резников

Киностудия им. М. Горького. 1987 г.

Появлению "Маленькой Веры" на экранах в 1987 году предшествовала волна слухов: из уст в уста переходила молва о "первом советском эротическом фильме". Прокатная жизнь картины началась в атмосфере скандала. Отчасти, заметим, спровоцированного самими авторами - сценаристкой Марией Хмелик и режиссером Василием Пичулом, включившими в фильм откровенную эротическую сцену, абсолютно тогда непривычную для отечественного зрителя. В результате авторы-дебютанты прославились как глашатаи "сексуальной революции" на советском экране.

Между тем серьезные открытия фильма находились как раз за пределами нашумевших кадров. В конце концов скандал, обеспечивший, кстати, картине стихийную рекламу, прошел и позабылся. Как позабылась и череда лент, беспомощно копировавших "Маленькую Веру". Схлынула волна так называемого молодежного бума, прошумевшего на склоне 80-х. А "Маленькая Вера" осталась. Почему?

Попробуем начать с сюжета. В самом простом пересказе он выглядит примерно так. Девушка Вера из рабочей семьи, вчерашняя выпускница школы, познакомилась на танцплощадке со студентом-старшекурсником Сергеем, чьи родители - высокопоставленные служащие. Возник необременительный роман.

Случайно застигнутые старшим братом Веры легкомысленные любовники приняли скорое решение оформить свою связь в столь же, как им казалось, ни к чему не обязывающий брак. Последовали смотрины жениха в доме Веры, во время которых Сергей вел себя с издевательской иронией по отношению к родителям девушки. Отношения будущего зятя с будущим тестем сразу приняли форму напряженной конфронтации. Во время очередного пьяного скандала отец Веры ударил Сергея ножом. После напористых увещеваний матери, а больше - из жалости к отцу - Вера показала на следствии, что виноват в случившемся не отец, а ее жених. После чего она пыталась покончить с собой, но была спасена братом. Тем временем Сергей внезапно вернулся из больницы. А ночью на кухне скончался от сердечного спазма пьяный отец Веры.

Таким образом, сюжет включал в себя множество мелодраматических мотивов, что хоть и объясняло его успех у массового зрителя, никак не проясняло для критики, столкнувшейся с необычайным феноменом, ответа на вопрос: что же такое на самом деле "Маленькая Вера"?

Ромео и Джульетта по-советски? Была и такая отчаянная версия. Однако ни отупевшие, замордованные жизнью отец и мать Веры, ни служащие в "братской Монголии" родители Сергея не только не тянули на роли двух "равно уважаемых семей", но и не приходили ни в какие столкновения. Главное же - отношения между Верой и Сергеем даже отдаленно не походили на высокое чувство, описанное Шекспиром.

Конечно, при желании всегда можно найти какие-нибудь фабульные параллели. Сравнить, допустим, танцплощадку в Жданове, оцепленную милиционерами и вскипающую драками, с балом-маскарадом, на котором встретились некогда веронские влюбленные. Или усмотреть в сцене, где пьяная Вера карабкается по пожарной лестнице общежития в окошко к Сергею, намек на знаменитую сцену у балкона. Но речь в таком случае могла идти только об изначальной пародийности персонажей фильма по отношению к истине и человечности.

В первом фильме авторы, как; правило, изо всех сил стараются предъявить собственное видение мира, режиссер, особенно если он талантлив, оказывается главным лицом в своем фильме. В "Маленькой Вере" режиссер, напротив, словно бы отстраняется от оценки происходящего. Она впрямую выражена разве что в двух моментах, Это вступление - долгая панорама по городу с его заводами, дымящимися трубами и тоскливыми прямоугольниками домов. И заключение - панорама по мутным водам Азовского моря и изгаженным берегам-свалкам, а потом - статичный общий план: хрупкая фигурка Веры под сенью каменного истукана - памятника Жданову. Вот, собственно, и все. Течение же фильма в целом создает впечатление, будто авторы не интерпретируют события, а всего лишь свидетельствуют о них. Пространство и время целиком отданы персонажам и, следовательно, актерам. Преобладают крупные и средние планы. Камера "впивается" в лица героев, а мизансцены предельно тесны.

Источник: russkoekino.ru