Читать

Герои

Читать

Актёры

Читать

Кино-инфо

Последние новости

2012.11.06 - В Джалал-Абадской области открыто шестнадцать классов информатики подробнее
2012.11.06 - eBay заключила партнерство с китайским ритейлером люксовых товаров Xiu.com подробнее
2012.11.06 - В Шымкенте принимают поздравления долгожитель и самый юный горожанин подробнее
2012.11.05 - General Motors начал производство седанов Opel Astra в Петербурге подробнее
2012.11.04 - Картина с фото или как удивить именинника подробнее
2012.10.31 - Итоги IV ежегодной биржи площадей «Коммерческая аренда — 2012» подробнее
2012.10.31 - Джордж Лукас продал своих джедаев подробнее
2012.10.31 - Время доставки iPad mini по предзаказам выросло до нескольких недель подробнее
2012.10.29 - Apple запустит свое радио в 2013 году подробнее
2012.10.29 - Опущенный Иван Охлобыстин уйдет в монастырь после «Интернов» подробнее
2012.10.26 - Род Стюарт планирует выпустить альбом в 2013 году подробнее
2012.10.24 - Фестиваль экологического кино пройдет в Сочи подробнее
2012.10.16 - Подбираем бытовую технику для разных интерьеров подробнее
2012.10.14 - Выбираем мебель в детскую… подробнее
2012.10.13 - Чиновники утверждают, что Закарпатье готово к отопительному сезону подробнее

Статьи по темам

Эволюция электронных денег

Несмотря на то что на подготовку закона к первому чтению было затрачено около двух лет, он подвергся значительной переработке под влиянием критики со стороны профильного комитета Государственной думы. Ко второму чтению было рассмотрено и внесено более ста поправок, в результате чего текст изменился до неузнаваемости. Но, по моему мнению, это пошло закону только на пользу.

При этом степень открытости и конструктивности обсуждения законопроекта со всеми заинтересованными сторонами я бы назвал образцовой.

Во-первых, в законе осталась важная методологическая часть, где даны основные определения элементам национальной платежной системы, закреплены принципы их взаимодействия и контроля. Создатели закона очевидно бережно отнеслись к уже накопленному положительному опыту регулирования отдельных элементов платежной системы. В частности, было принято решение сохранить существующее регулирование платежных агентов. К разумному минимуму сведены требования для работы международных платежных систем в России.

Вместе с тем в законе впервые подробно описаны новые платежные модели. В частности, речь идет о так называемом директ-дебите, или прямом списании денежных средств со счета плательщика по требованию поставщика товаров и услуг. Этот способ оплаты практически не развит в России, между тем во многих странах он составляет более дешевую и удобную альтернативу расчетам банковскими картами, причем его популярность неуклонно растет. Уверен, что с принятием закона «О национальной платежной системе» этот вид платежей может стать популярным и в России.

В число платежных инструментов наравне с кредитными картами войдет обычный мобильный телефон. Это нововведение соответствует мировым тенденциям: по прогнозам Juniper Research, к 2015 году объем мобильных платежей в мире увеличится в три раза. В России также имеются все предпосылки для быстрого роста рынка мобильных платежей: эффективное проникновение сотовой связи составляет около 80%, уже сейчас операторы «большой тройки» и крупнейшие участники рынка электронных денег успешно развивают проекты мобильной коммерции. Например, в первом полугодии 2011 года оборот мобильных приложений «QIWI Кошелька» вырос более чем на 200% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Самые интересные новации связаны с регулированием рынка электронных денег и мобильной коммерции. До последнего времени в России не существовало даже законодательного определения электронных денег, хотя WebMoney, «Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек» давно завоевали популярность, особенно среди наиболее динамичной, молодой части аудитории. При этом, для примера, в Европейском союзе регулирование электронных денег насчитывает уже более десяти лет, в последние годы соответствующие законы были приняты в США и Японии. На развивающихся рынках электронные деньги рассматриваются как важнейший бридж-инструмент перехода от расчетов наличными к безналичным платежам. Закон создал правовые условия для развития российского рынка электронных денег: описал сферу их применения, закрепил основные понятия, регламентировал взаимодействие участников рынка и порядок осуществления контроля.

Согласно закону осуществлять эмиссию электронных денег имеют право банки либо небанковские кредитные организации, получившие специальные лицензии и имеющие уставный капитал не менее 18 млн руб. Такие требования вместе с облегченным порядком пруденциального надзора создают правильный баланс между возможностями развития бизнеса и соблюдением интересов участников расчетов, и прежде всего потребителей. Крупные операторы электронных денег взаимодействовали с кредитными организациями еще до принятия закона, и потому схемы их деятельности почти не изменятся. Небольшие же участники рынка будут вынуждены начать сотрудничество с банками или НКО, адаптируясь под новые требования законодательства. Далеко не для всех компаний организационные изменения и построение новых бизнес-процессов окажутся целесообразными, поэтому неизбежен уход с рынка либо укрупнение небольших компаний (например, продажа терминальной сети «Новоплат»). Не исключено, что какие-то игроки откажутся от своей неосновной деятельности (как пример, закрытие платежной системы «ВКонтакте»).

Закон о НПС коснется не только новых участников рынка, таких как платежные системы и системы мобильной коммерции, но и банков. Согласно поправкам, закрепленным в законе 162-ФЗ, банки утрачивают возможность выступать в статусе оператора по приему платежей или платежного субагента, а также заключать договоры о приеме платежей с поставщиками услуг или операторами. То есть банки не смогут предоставлять клиентам услуги по приему платежей по действующей схеме. Разработка новых моделей приема платежей, соответствующих новым требованиям законодательства, может привести к еще более тесному сотрудничеству кредитных организаций, платежных систем и провайдеров, в пользу которых принимаются платежи. Как следствие, можно ожидать новых совместных проектов, актуальных для рынка и потребителей.

История создания

Первая версия закона «О национальной платежной системе» предусматривала в качестве одной из главных задач создание российской национальной системы изготовления пластиковых карт  - аналога международных Visa и MasterCard. Кроме того, в законе планировалось определить роли и задать основные правила работы для всех участников платежного рынка, включая международные и национальные платежные системы, кредитные организации, операторов платежных терминалов, электронных денег и платежной инфраструктуры, описать порядок контроля их деятельности. Однако уже в варианте, подготовленном к первому чтению, исчезли все положения, касающиеся создания НСПК. Частично они перешли в другой закон - «Об оказании госуслуг в электронной форме», где воплотились в концепцию универсальной электронной карты.

Источник:  rbcdaily.ru