Читать

Герои

Читать

Актёры

Читать

Кино-инфо

Последние новости

2012.11.06 - В Джалал-Абадской области открыто шестнадцать классов информатики подробнее
2012.11.06 - eBay заключила партнерство с китайским ритейлером люксовых товаров Xiu.com подробнее
2012.11.06 - В Шымкенте принимают поздравления долгожитель и самый юный горожанин подробнее
2012.11.05 - General Motors начал производство седанов Opel Astra в Петербурге подробнее
2012.11.04 - Картина с фото или как удивить именинника подробнее
2012.10.31 - Итоги IV ежегодной биржи площадей «Коммерческая аренда — 2012» подробнее
2012.10.31 - Джордж Лукас продал своих джедаев подробнее
2012.10.31 - Время доставки iPad mini по предзаказам выросло до нескольких недель подробнее
2012.10.29 - Apple запустит свое радио в 2013 году подробнее
2012.10.29 - Опущенный Иван Охлобыстин уйдет в монастырь после «Интернов» подробнее
2012.10.26 - Род Стюарт планирует выпустить альбом в 2013 году подробнее
2012.10.24 - Фестиваль экологического кино пройдет в Сочи подробнее
2012.10.16 - Подбираем бытовую технику для разных интерьеров подробнее
2012.10.14 - Выбираем мебель в детскую… подробнее
2012.10.13 - Чиновники утверждают, что Закарпатье готово к отопительному сезону подробнее

Статьи по темам

Попутный груз

С ростом активности в разных сферах российской экономики оживляются и продажи грузовых автомобилей. Этот рынок делится на два ключевых сектора: средние и тяжелые грузовики (массой свыше 3,5 т) и легкие коммерческие автомобили (массой до 3,5 т), и оба за прошедший год показали внушительный рост. Помимо спроса на грузовые авто, очень повысился спрос на легковые автомобили, в особенности на марку volvo c30. Тем более, что запчасти volvo c30 теперь купить можно за пять минут!

Так, по данным агентства «Автостат», реализация средних и тяжелых грузовиков в России выросла на 57% (до 75,5 тыс. штук). Это резко контрастирует с кризисным периодом, когда в 2009 году продажи обрушились в два с половиной раза (до 48 тыс. единиц).

По итогам текущего года объемы рынка средних и тяжелых грузовиков могут выйти на прежние оптимистичные показатели. «По нашим оценкам, рынок достигнет докризисного уровня уже на будущий год, при этом его развитие будет более устойчивым, — говорит генеральный директор агентства маркетинговых исследований. — Это произойдет благодаря развитию ключевых секторов экономики, являющихся потребителями данной техники, развитию доступных инструментов финансирования покупок машин, прежде всего лизинга, и услуг послепродажного обслуживания».

Важный фактор роста продаж — это еще и отложенный спрос. «Из-за кризиса в течение последних лет транспортные компании практически не обновляли свои парки, а сейчас начали активно покупать технику», — «В 2011 году мы ожидаем, что рынок грузовиков в России превысит 100 тысяч единиц. А в долгосрочной перспективе Россия станет крупнейшим рынком грузовых автомобилей в Европе и пятым в мире».

Дешево и сердито

Развитие российского рынка грузовиков проходит под знаком противостояния отечественных и иностранных производителей. В отличие от сегмента легковых автомобилей здесь нашим маркам пока удается сохранять доминирующее положение. Более того, в кризис позиции российских грузовиков еще более упрочились. Если по итогам 2008 года доля продаж грузовиков отечественных марок снизилась до 45%, то в кризис этот показатель увеличился до 55%. А по итогам 2010 года доля российских грузовых машин, по данным «Автостата», составила 56,7% от всего рынка.

Высокая популярность отечественных грузовиков прежде всего определяется их ценой: российский грузовой автомобиль в два-три раза дешевле грузовика известной зарубежной марки. И хотя по своей надежности и потребительским качествам российские грузовые машины уступают зарубежным, невысокая цена с этими недостатками примиряет.

К наиболее популярным российским грузовым маркам относится продукция «большой тройки», на долю которой приходится около 90% всего отечественного выпуска. Это КамАЗ (он в прошлом году продал 21,4 тыс. машин, то есть почти каждую третью грузовую машину на российском рынке, или 57% от всех грузовиков отечественного производства), ГАЗ (6,8 тыс.) и «Урал» (4,5 тыс.).

Примечательно, что по итогам прошлого года всем этим производителям удалось существенно нарастить реализацию своей продукции: КамАЗ и «Урал» увеличили продажи примерно на треть (34%), а ГАЗ и вовсе на 85%. А вот более мелким российским автомобилестроителям зачастую не удается выжить в конкурентной борьбе. Так, предприятие АМО ЗИЛ, которое в советское время носило имя лидера отечественного грузового автопрома, уже третий год показывает падение производства. В прошлом году предприятие выпустило 1,2 тыс. машин, что на 43% меньше, чем в 2009-м.

Позиции российских производителей активно атакуют иностранцы, которым за последний год удалось продемонстрировать внушительный прирост продаж. Основными зарубежными конкурентами наших грузовиков являются белорусские МАЗы. Эти машины, также за счет привлекательной цены, по итогам прошлого года (продано 6,4 тыс. штук) стали чуть ли не вторыми по популярности грузовиками после КамАЗов (ГАЗ по итогам продаж обогнал МАЗ всего на несколько сотен автомобилей).

Далее идет корейская марка Hyundai, которая за счет продаж своих популярных и недорогих грузовиков серии HD достигла результата в 3,7 тыс. автомобилей, увеличив свои продажи в прошлом году аж на 240%. Третья по популярности иностранная марка — МАN (3,3 тыс.) — также демонстрирует существенное — на 182% — увеличение объемов реализации. Более чем на 100% расширили свои продажи идущие следом Volvo (2,6 тыс.) и Scania (2,2 тыс.). Другие активно продающиеся иностранные грузовики в России — Mercedes-Benz, Howo, Renault, FAW, Iveco.

Производственная площадка

В ближайшее время иностранные производители грузовиков рассчитывают упрочить свое положение на нашем рынке: они верят, что кризис уже позади, и покупательская способность российских потребителей растет.

Свое присутствие в России иностранцы развивают, используя две стратегии — открытие собственных заводов и создание совместных предприятий. (Обе стратегии помогут достичь главной цели — постепенно снизить цены на свою продукцию.) Первой в начале 2009 года производство под Калугой запустила компания Volvo Trucks. Годовая мощность этого предприятия составляет 15 тыс. автомобилей, однако в прошлом году Volvo продала в России чуть более 2,5 тыс. грузовиков, заняв только 3,5% рынка.

Весной прошлого года под Санкт-Петербургом запустила свой завод и шведская Scania. Мощность предприятия — 5 тыс. грузовиков в год, и, по словам Андрея Чурсина, план предприятия на текущий год составляет выпуск 1,5 тыс. машин.

Самые значимые совместные предприятия в России созданы при участии КамАЗа и немецкой компании Daimler, которые сейчас уже выпускают грузовики Mercedes-Benz Actros и Axor, а также Mitsubishi Fuso Cantor (японский производитель Fuso Trucks принадлежит компании Daimler).

Помимо этого в Елабуге развивается совместное предприятие Sollers и Isuzu по производству среднетоннажных грузовиков японской марки. В Челябинской области свою продукцию выпускает совместное предприятие «Ивеко-АМТ», в сотрудничестве с известным мировым производителем Iveco.

О планах развития своих заводов в России говорят и другие известные зарубежные производители — MAN, Hyundai, Renault Trucks. «По нашим оценкам, доля иностранных брендов, произведенных в России, составит в этом году около 10 процентов от общего рынка тяжелых грузовых автомобилей в России. В ближайшие два года эта цифра может удвоиться», — говорит Андрей Чурсин из «Скания-Русь».

За качественный рост

Смогут ли отечественные производители грузовиков в ближайшее время выдержать напор иностранных гигантов? Наблюдатели считают, что российским брендам в любом случае в ближайшем будущем придется потесниться. «Увеличение доли иностранных производителей связано с тем, что для российских клиентов все более важным становится минимизация операционных расходов, а это возможно только при использовании надежных и современных транспортных средств, — отмечает Дмитрий Чумаков из Vector Market Research. — Например, в транспортной отрасли важным параметром является сокращение расхода топлива на километр пробега, что сильно влияет на показатели эффективности бизнеса. И по этому показателю иностранные производители превосходят российских. А надежность техники, которая также отличает иностранные грузовики, например, критична в строительной и добывающих отраслях, где важно обеспечивать бесперебойность работы, поскольку сбой в одном из циклов может привести к остановке других этапов и, соответственно, к значительным финансовым потерям».

Впрочем, и российские производители не стоят на месте. В последнее время они предпринимают заметные усилия, чтобы усовершенствовать качество своей продукции, а также развивать сопутствующие услуги. «Для того чтобы успешно конкурировать с иностранными автопроизводителями, наша компания работает над улучшением потребительских характеристик производимого модельного ряда, повышением качества сервисного обслуживания, наконец, мы стремимся предлагать клиентам не только грузовые автомобили, но и комплексные транспортные решения — услуги лизинга, гарантийного и сервисного обслуживания, трейд-ин, утилизацию».

Действительно, в настоящее время крупнейший российский производитель грузовиков активно модернизирует свой модельный ряд. В частности, совершенствуются двигатели, ведутся работы, связанные с применением новой трансмиссии, разработкой новых типов более комфортных кабин. Результат такой работы можно проиллюстрировать, например, на эволюции популярного самосвала «КамАЗ-65115». Если еще в прошлом году эта машина имела ресурс пробега в 500 тыс. км, то обновленная модификация обладает ресурсом уже в 700 тыс. км, а через три года эта машина станет «миллионником» — с 2014 года предполагается продавать эту модель с ресурсом пробега в 1 млн км. При этом у машины сокращается потребление топлива: если прошлогодняя модификация потребляла 43 л на 100 км, то сегодня этот показатель снижен до 35 л, а в дальнейшем он приблизится к отметке 30 л.

«В прошлом году мы активно работали над рестайлингом наших грузовых автомобилей и улучшением их потребительских характеристик, — продолжает Ашот Арутюнян. — В частности, мы возлагаем большие надежды на наш автомобиль нового поколения “КамАЗ-5308”, а также на машины, работающие на газовом топливе. Кроме того, мы приступили к разработке более совершенных автомобилей модельного ряда 2014 года, где, в частности, предусмотрены переход на передовые коробки передач ZF и более широкое использование двигателей Cummins».

Безусловно, на руку российским производителям сыграет и программа утилизации, которая, вероятно, стартует в следующем году. Объективно такая программа давно назрела: по данным «Автостата», около 80% всех грузовиков в России старше десяти лет. Называется даже сумма, которая будет выделена из бюджета, — более 32 млрд рублей. Однако до сих пор неясны детали. Во-первых, размер утилизационной премии — она, безусловно, должна быть больше, чем премия за сдачу в утиль старых легковушек (по неофициальной информации, размер этой премии может достигать 150–200 тыс. рублей). Во-вторых, до сих пор четко не сказано, будут ли участниками программы только российские заводы или в ней смогут принять участие и иностранцы.

«От начала утилизационной программы, конечно же, больше выиграли бы отечественные компании, так как продукция их более доступна по цене, и доля компенсации в цене отечественного автомобиля была бы более ощутима для покупателя», — признает Ашот Арутюнян.

Однако если в программу будут включены лишь российские автомобили, это может поставить под вопрос ее успех и общее влияние на рынок. «Если обменять старые машины можно будет только на продукцию отечественных производителей, то не исключено, что программа будет идти тяжело, и ее успех не столь очевиден. Если в нее будут включены иностранные автомобили, которые производятся в России, то шансов на успешную реализацию программы больше. Если же в программу будут включены и иностранные грузовики, которые у нас не производятся, то успех программы очевиден», — считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент».

Легкая весовая категория

Наряду с рынком средних и тяжелых грузовиков в России активно развиваются продажи легкого коммерческого транспорта (общей массой до 3,5 т). Причем опять же российским маркам здесь пока удается сохранять лидирующие позиции. Их доля даже больше, чем в секторе тяжелых грузовиков: по данным агентства «Автостат», почти две трети (65,5%) продаж легкого коммерческого транспорта (так называемых LCV) у нас составляют отечественные машины. При этом сам рынок в ушедшем году вырос на 33% (до 147 тыс. единиц), хотя падение продаж в кризисном 2009-м составляло более 50%. Бессменным лидером на российском рынке LCV остается ГАЗ со своей популярной «Газелью». Продажи этой машины по итогам прошлого года составили свыше 71 тыс. штук, почти на треть больше, чем в 2009-м: ГАЗ занимает сейчас 45% всего российского рынка легкого коммерческого транспорта.

Остаются сильны позиции УАЗа: в прошлом году ульяновское предприятие продало более 24 тыс. автомобилей, заняв 16% всего рынка. А вот далее следуют иностранные бренды: третье место принадлежит FIAT (почти 10%), затем идут Peugeot (7%), Volkswagen (4,6%), Ford (3,3%).

Третьей ступенькой в списке самых популярных легких коммерческих машин FIAT сейчас обязан налаженной еще в 2008 году сборке моделей FIAT Ducato, которую итальянцы осуществляют совместно с российской компанией Sollers. Благодаря местной сборке FIAT предлагает привлекательные цены на свои легкие коммерческие машины: они стоят дороже газовских и уазовских машин, однако при этом дешевле продукции других зарубежных брендов.

Примеру FIAT начинают следовать и другие производители: в текущем году совместную сборку легких коммерческих машин совместно с ГАЗом начинает Mercedes-Benz. Возможности начала сборки LCV в России также обсуждают Renault, Peugeot и Volkswagen.

По мнению маркетологов, эти и другие иностранные марки будут продолжать наступать на российский рынок LCV, постепенно тесня российских производителей. Понимая это, последние, так же как и российские производители тяжелых грузовиков, прилагают большие усилия для совершенствования своих моделей, сервисных и финансовых услуг. В частности, в конструкции «Газелей» все шире начинают использовать качественные иностранные компоненты: например, с недавних пор на машины устанавливаются японские радиаторы T. Rad, выпускающиеся на совместном предприятии в Нижнем Новгороде. Недавно на этом же предприятии начали собирать «Газели» с дизельным двигателем Cummins. Наконец, в следующем году завод приступит к выпуску усовершенствованной модели «Газель — Next», которая будет отличаться более совершенной конструкцией и опциями (в частности, здесь появится новая система тормозов, а также подушки безопасности).

Не стоят на месте и зарубежные производители. FIAT планирует упрочить свои позиции, недавно начав выпуск полноприводной версии FIAT Ducato Profi 4х4, которая, по мнению представителей компании, будет особенно востребована в российских условиях. Наконец, почти все производители LCV активно развивают не только свой модельный ряд, но и комплексные предложения по продаже и постпродажному обслуживанию коммерческих автомобилей. «В секторе продаж коммерческого транспорта для клиента важно создать долгосрочные преимущества. Поэтому мы считаем, что главное — это не цена автомобиля как такового, а полная стоимость владения им. Под этим термином нужно понимать стоимость сервисного обслуживания, запасных частей, потребляемого топлива, обратного выкупа, время вынужденных простоев, а также стоимость страховки».

Сегодня марка Volkswagen, используя свой зарубежный опыт, развивает в России оригинальную комплексную программу CarePort. В ее рамках клиенту предоставляется так называемая «гарантия мобильности», которая включает технические консультации по телефону, службу эвакуации, выезд мобильной технической группы, а также предоставление подменного автомобиля и даже размещение в гостинице в случае, если поломка машины случилась далеко от места жительства ее владельца.

Наконец, помимо различных кредитных программ все большим спросом в продажах коммерческой техники пользуются всевозможные лизинговые программы, которые развивают все без исключения производители, в том числе отечественный ГАЗ. Развитие подобного рода услуг станет одной из причин дальнейшего роста сектора продаж легких коммерческих автомобилей, который в этом году может вырасти еще на 30%, превысив 200 тыс. единиц, и превзойти таким образом докризисные объемы рынка.